Леонид Андреев
начальная страница | биография | музей | библиотека | галерея | гостевая | ссылки | e-mail 

Комментарии.

Ложь.

Впервые - в газете "Курьер", 1901, 20 февраля, № 50. Современная критика разных направлений отнеслась к рассказу "Ложь" неодобрительно. "Это,- писал Н. К. Михайловский,- что-то вроде монолога душевно больного, в котором беспорядочным вихрем носятся фантастические образы, переплетаясь с реальною действительностью. (...) Но подлинного сумасшествия в "Лжи" так же мало, как и в "Записках сумасшедшего" (Н. В. Гоголя). (...) Я не знаю, что может значить эта "Ложь", кроме настроения отчаяния, вызванного невозможностью добиться правды" (Михайловский, с. 122). Впоследствии Н. К. Михайловский подарил Андрееву экземпляр своих сочинений с надписью: "Л. Андрееву от любящего, несмотря на "Ложь" и "Стену", автора" (цит. по кн.: Львов-Рогачевский В. Л. Две правды. Книга о Леониде Андрееве. СПб., кн-во "Прометей", 1914, с. 47). М. Чуносов <И. И. Ясинский> в рецензии на книгу "Рассказов" Андреева, напечатанной в издававшемся И. Ясинским журнале "Ежемесячные сочинения" (1901, № 12), в целом положительно оценивая творчество Андреева, осудил "Ложь" за "романтическую присочиненность". В. Шулятиков, отметив, что Андреева привлекают "драмы" одиноких душ", слишком замкнувшихся в своем одиночестве, чувствующих трепет ужаса перед непонятными, странными, таинственными явлениями жизни, называл автора "Лжи" психологом "во вкусе Эдгара По" (Курьер, 1901, № 278, 8 октября). Критик "Русского слова" (1901, 22 октября, № 291) утверждает, что "Андреев по преимуществу реалист", но испытал "веяния времени" и что рассказы его, примыкающие к символистическому направлению, "отличаются всего более невыдержанностью. Вы чувствуете в них искусственность, натянутость. Автор вдается здесь в мелодраматизм, придает мистическую окраску своим картинам, впадает в утрировку и сантиментальность". Анонимный рецензент "Русских ведомостей" (1901, 15 октября, № 285) обращает внимание на стилистическую близость рассказа "Ложь" рассказу Эдгара По "Молчание" <"Тишина"> и подчеркивает: "Собственное сильное чувство автора придает оригинальность тому, что в названных рассказах не представляется самостоятельным". Безоговорочно осудил "Ложь" Л. Н. Толстой, оценив этот рассказ "нулем" и приписав на полях книги: "Начало ложного рода" (Библиотека Л. Н. Толстого, с. 38).

 

начальная страница | биография | музей | библиотека | галерея | гостевая | ссылки | e-mail 


Рейтинг@Mail.ru